«Техноком» - Специализированный Дилерский Центр | Рекомендации по выбору дисковых борон

Новости

03.08.2022

Рекомендации по выбору дисковых борон

Для начала попробуем разобраться в классификации видов дисковых борон. Охарактеризуйте, пожалуйста, особенности конструкции каждого вида?

– Дисковые бороны традиционно разделяются на три вида в зависимости от диаметра дисков, нагрузки, приходящейся на один диск, массы на метр ширины захвата и вида крепления дисков. Дискаторы, как правило, имеют диаметр дисков 450-560 мм, нагрузка на диск приходится в среднем 60-90 кг, масса на метр ширины захвата – от 500 до 800 кг. У тяжелых борон указанные параметры составляют 570-620 мм, 80-130 кг/диск и 820-1300 кг/м. У сверхтяжелых соответственно: от 610 мм до 1 м,140 кг/диск и свыше 1300кг/м.

Диски могут крепиться на отдельные стойки с отдельным подшипником, либо собираться в батареи. К первому типу относятся дискаторы (лущильники, мульчировщики). В продуктовом портфеле Ростсельмаш данный вид техники представлен мульчировщиками серии HD. Тяжелые и сверхтяжелые бороны – это уже конструкции батарейного типа: бороны серии RSM DV и RSM DX.

Какие рекомендации существуют по выбору того или иного вида дисковых борон в соответствии с поставленными задачами?

– Конструкционные различия видов дисковых борон, соответственно, объясняются их функционалом. Так мульчировщики, например, позволяют обрабатывать почву на глубину до 15 см. Этого вполне достаточно для послеуборочного лущения стерни после зерновых. К тому же, благодаря легкому весу с дискаторами можно работать на высоких скоростях до 15 км/ч, повышая производительность и сокращая время. Тяжелые бороны также используют после уборки зерновых, когда требуется глубокая обработка до 25 см с частичным оборотом пласта и заделкой пожнивных остатков.

Но, если в отношении тонкостебельных культур существует альтернатива, то с заделкой стерни подсолнечника или кукурузы все-таки лучше справляются мощные агрегаты батарейного типа. Благодаря большему, в сравнении с лущильниками, диаметру дисковых лезвий и нагрузке на диск такие бороны могут работать с крупными пожнивными остатками. А также их можно использовать для подготовки поля под пар и в случае, когда стоит задача подготовить к посеву поля, которые за долгое время отдыха  успели покрыться кустарниками. 

Разница в работе лущильников и тяжелых борон определяется не только массой и диаметром дисков, но и расстоянием между ними. В агрегатах, подобных RSM DX и DV, диски стоят на довольно большом расстоянии друг от друга. Таким образом, первый ряд подрезает пласт почвы и частично переворачивает его, а второй ряд – частично измельчает. Поэтому, когда необходимо заделать пожнивные остатки достаточно глубоко, чтобы они перегнили и превратились в удобрение, следует использовать тяжелые бороны. В крупных КФХ как работают? Проходят первым следом по стерне мульчировщиком – он измельчает пожнивные остатки. Потом тяжелой бороной измельченную стерню заглубляют на максимально возможную глубину.

На какие ещё моменты стоит обращать внимание при выборе дисковых борон?

– В первую очередь, не стоит гнаться за ценой, покупая самые дешевые, или, наоборот, очень дорогие бороны. Разброс ценника на лущильники сегодня, к примеру, при одинаковых характеристиках составляет от 1,5 млн. до 6-7 млн. Сами понимаете, бюджетный вариант не гарантирует высокого качества работ. Как, впрочем, и наоборот. 

Во-вторых, надо четко представлять себе под какую технику приобретается борона:  если у вас очень мощный трактор, то не надо брать легкое орудие, которое быстро придет в негодность.

Также необходимо понимать, что универсальных борон, способных одинаково хорошо работать на всех видах почв, фактически нет. Только в России около 62 видов почв. И нет стопроцентной гарантии, что на каждой из них одна и та же борона будет работать одинаково безупречно. 

Немаловажный момент, на который рекомендую обратить внимание при выборе дисковой бороны, особенно если ваши поля не отличаются идеально ровным рельефом (присутствуют овраги, перепады), это плавающее дышло. Если отсутствует плавающая сцепка, то при спуске в низину и при подъеме, борона будет частично провисать: первый ряд в воздухе, второй – сильно прогрузает. Нет качества, идет перенапряжение. Поэтому для работы на неровных полях обязательно плавающее дышло, чтобы можно было копировать рельеф.

В боронах тяжелых и сверхтяжелых стоит обратить внимание на момент затяжки дисковых батарей. Чем он выше, тем меньше вероятности, что придется подтягивать гайки или терять диски. Уровень затяжки дисковых батарей на боронах серии RSM DV составляет 4339 Нм.

Сами диски: их толщина, эластичность, производитель, – заслуживают особого внимания. Мы, например, не скрываем, что закупаем диски у известных производителей – лидеров индустрии. Их дисковые лезвия проходят многочисленные испытания на кручение, изгиб, истираемость и оправдывают свою достаточно высокую стоимость. К слову сказать, порядка 30 % стоимости дисковой бороны складывается от стоимости дисков. Так вот, диски, которые мы закупаем для борон Ростсельмаш, показывают наработку до 15 000 км от замены до замены.

 И еще один технический секрет, как вы их называете, кроется в подшипниках, на которых крепится вал. Мы используем подшипниковые узлы Т2-215  с максимальной радиальной нагрузкой до 10,3 т. Сам по себе такой подшипник имеет определенный запас прочности. Но в процессе работы, особенно при наезде на камни, он нуждается в дополнительной защите. Ведь даже пружинные стойки стоун-флекс, которые выступают как амортизаторы, выдерживают не все удары. На Ростсельмаш в стандартной комплектации борон серии RSM DX и DV используется специальная защитная пластина. Она ставится сверху подшипника и закрывает весь узел спереди и снизу. Такое тройное уплотнение и позволяет выдерживать указанные радиальные нагрузки до 10,3 тонн при 33 об/мин.

Как Вы считаете, есть ли необходимость комплектовать дисковые бороны какими-то дополнительными приспособлениями?

– На мой взгляд, нецелесообразно на бороны тяжелого батарейного класса устанавливать сзади шлейф из планчатого  катка диаметром 300-350 мм. Это весьма сомнительный опцион. Задача планчатого катка разбивать комья. Но та фракция, что остается после прохода тяжелых орудий зачастую не поддается планчатому катку в связи с малым весом последнего.

Здесь нужен отдельный тяжелый полевой каток. Мы сейчас как раз ведем разработки в данном направлении. Планируем в качестве опциона к нашим тяжелым боронам изготовить полевой каток, который можно будет соединять с бороной, и он будет разбивать крупные комья и закрывать влагу внутри поля. Таким образом, сократиться количество проходов техники.

Назовите ключевые ошибки, которых, по Вашему мнению, можно избежать в эксплуатации дисковых борон, чтобы продлить их срок эксплуатации?

– Следование руководству по эксплуатации позволит избежать многих ошибок. Также хочу обратить внимание на то, что настройку и ввод в эксплуатацию лучше доверить сервисным инженерам, которые прошли в  свое время обучение и получили сертификат на проведение данных работ.

Что касается повседневной эксплуатации, то в первую очередь рекомендую следить за подшипниками на валу дисковых батарей. Мы советуем смазывать их  специализированной смазкой каждый 10-20 рабочих часов. Обычный солидол зачастую не годится для этих целей. Дело в том, что в специализированные средства добавляются компоненты, устойчивые к высоким температурам, ведь в процессе работы бороны подшипники сильно раскаляются.

Но даже специализированная смазка не спасет положение, если обрабатывать не все узлы. Достаточно распространенная ситуация, когда в КФХ смазывают только легкодоступные подшипники, не утруждая себя тем, чтобы нагнуться или подлезть под раму. Как следствие, через 3-4 смены необработанные подшипники выйдут из строя.

Третьей ошибкой в эксплуатации я бы назвал халатность владельцев, связанную с нерациональным использованием возможностей техники, в частности, трактора и бороны, не совместимых по классу. Иногда бывает, что борону, для которой рекомендовано тяговое средство на 400 л.с., агрегатируют с трактором более мощным на 535  л.с.  У последнего колоссальный запас тяги, вследствие чего он не чувствует борону. В итоге, владельцы техники гоняют борону на высокой скорости 15-16 км/ч вместо рекомендованной. Как следствие, идет двойное напряжение на все элементы бороны и двойной износ. Нарушается техпроцесс – вылет почвы увеличивается, образуются гребни. Бывает и наоборот, когда к тяжелому орудию подбирают маломощный трактор, который попросту не тянет борону, работает с меньшей скоростью, не выполняя техпроцессы.

И четвертый немаловажный момент – контроль давления в шинах. Такие бороны, как Ростсельмаш серии RSM DV и DX, во время работы имеют упор на колесную базу. Колеса служат своеобразным предохранителем, дополнительной защитой подшипников в случае резких перепадов, уклонов, ям, которые встречаются в полях. И даже на боле менее  ровных полях, если слева колесо будет перекачено, справа приспущено, то борона будет идти вперекос. Как следствие, по всей ширине захвата не получится выдержать равномерное заглубление. Отсюда  вывод: следить за давлением в шинах не менее важно, чем регулярно смазывать подшипники.

Поделитесь, в каком направлении сегодня ведутся разработки по усовершенствованию дисковых борон и качества исполняемых ими работ?

- Если мы говорим про бороны как таковые, то здесь все уже давно изобретено. Сегодня производители стараются развиваться в электронном направлении – дополнительных электронных опционах.

Новейшая разработка Ростсельмаш, которую мы намерены использовать в ближайшие годы,– датчик контроля глубины. С его помощью можно контролировать не только равномерность обработки почвы бороной, но и работу оператора – то, как он выполняет задачи, поставленные  руководителем. На основании данных, полученных с помощью этого опциона, можно построить карту, чтобы понять, где произошел сбой в процессе обработки, где надо дополнительно пройти второй/третий раз, чтобы выдержать заданную глубину разделки.

Второй опцион, так называемая «Умная метка», позволяет отследить наработку: где, когда, сколько и в какой сцепке отработал тот или иной агрегат.

В дальнейшем разработки будут идти в таком направлении, чтобы при агрегатировании трактор считывал информацию о том, что к нему подсоединили, и перенастраивался в соответствии с бороной, опрыскивателем или посевным комплексом. Агроном или инженер сможет из телефонного приложения понимать, где, с каким орудием, на каких видах работ и с какой скоростью работает определенный трактор.

Еще одна инновация – это анализатор почвы. Сейчас анализ почвы надо заказывать у сторонних организаций. Причем есть два вида исследований. Один из них показывает общие показатели макро и микроэлементов в почве. А второй позволяет получить данные о подвижных макро и микроэлементах, которые как раз-то и усваиваются растениями. Мы планируем разработать такой анализатор, который будет указывать количество   подвижных микроэлементов: азота, фосфора, калия,– необходимых в работе аграриев.

Этот прибор станет доступен в качестве отдельного опциона, который можно будет присоединить к любому почвообрабатывающему орудию, и проводить анализ в процессе работы техники. Чтобы затем передавать эту информацию на электронную карту поля.

Многие посевные комплексы, разбрасыватели известных производителей уже работают сегодня по таким картам: вносят удобрения в большем или меньшем количестве в зависимости от данных проведенного анализа почвы. Таким образом, идет существенная экономия препаратов, расходование средств получается целевое, вегетация растений происходит лучше, а урожайность растет.

Надеемся, что и владельцы дисковых борон Ростсельмаш в скором времени смогут вывести свои предприятия на новый уровень производства. Вернуться к списку новостей